Всё-таки это точно был бандонеон. Вчера была тишина — и на небе ни лучика. А ещё благодаря истории про этот инструмент в “танговом” плейлисте для радио ИТиС появилась композиция Tristezas de un Doble A.

Ну что, мне сегодня снова слить тебе инсайт?
Ну если есть что сливать. Вчера вроде было тихо.
Тихо не было. Хотя, в общем-то, ничего интересного. Мне просто позвонил Фаворов и заговорчески шёпотом сказал: “Мы на втором этаже”. Непонятно зачем так, ведь все и так знают, что мы на втором этаже.

Сегодня утро начинается с Фальковича с лекцией “Физическая природа информации”. Говорит, что это будет не лекция, а тьюториал. Спустя час разговоров о термодинамике мы пришли к описанию недостающей информации как энтропии, её “энергетической цене”, важности статистической физики и том, как связаны работы Больцмана, Максвелла и Шеннона.

Почему же люди не хотели признать, что все парадоксы в статистической физике — это просто информация. Видимо, люди были слишком материалистами. Они боялись впустить в теорию такой субъективный элемент, как информация. Я пытался рассказать о том, как всё на самом деле просто, если на это правильно посмотреть. Но на самом деле это совсем непросто. И я считаю, что это самый сильный инструмент, который вообще произвела физика.

После лекции случайно слышу разговор:

Как тебе лекция?
Ну, что-то понял.

Лектор с коллегами о чём-то активно дискутирует у доски в уголке.

Экскурсовод рассказывает школьникам про архитектурную «фишку» Иннополиса — зелёную цветовую гамму. Рабочие за окном продолжают укладывать плитку, пытаясь спастись от ветра в капюшонах армейских курток.

Аудитория пустеет — спортсмены пошли на финал волейбольного матча. Начинается очередная лекция под NDA. Беседовать будем о мониторинге и анализе в сфере науки с молодым человеком, которому важно остаться инкогнито. Не хватает скептика из фильма Серебренникова, который выйдет и скажет, что всего этого не было. Скажу лишь то, что было интересно.

Следующий спикер — Виктор Лемпицкий, работающий в Samsung и в Сколтехе, который проведёт краткий обзор генеративных свёрточных нейросетей. Обычно свёрточные сети ассоциируются с распознаванием изображений. Генеративные нейросети, наоборот, изображения создают. Например, у вас есть фотография в плохом разрешении. Но вам очень важно улучшить качество, чтобы разобрать детали. Например, разглядеть бабочку (галстук) за бородой Гельфанда на общем фото. Такая технология поможет вам это сделать. Ещё есть сети, которые умеют рисовать изображение 3D-модели с любой заранее заданной точки зрения. Казалось бы, эта задача легко решается методами компьютерной графики, но если на вход подать две модели, получится своеобразный гибрид из них, что программы 3D-проектирования делать не умеют.

Чтобы вы понимали уровень организации. В перерыве между двумя частями лекции Андрей Николаевич лично (!) подготовил доску (стёр всё ненужное). Хочешь привить кому-то культуру — покажи на личном примере.

Тем временем Лимпицкий, рассказав, как работают сети, разговор о которых шёл выше, и ответив на все вопросы теоретиков, которым многие индустриальных решений кажутся странными, продолжает заниматься примерно тем же. Следующие челленджи: генерация новых лиц, картин Сезана из фотографий и архитектур (интерьеров). Или, например, у вас есть картинка с пропусками. Сеть можно научить по имеющимся пикселям картинки восстановить пропуски. В целом месседж такой, что свёрточные нейросети становятся полезным документов для задач компьютерной графики. В общем, фотошоп, берегись! Скоро ты станешь просто не нужен.

На следующей лекции я честно перестал что-либо понимать. Михаил Бланк рассказывал про хаотическую динамику и возмущения ею. Хаотическую динамику я заметил только в своих мыслях и я возмущён. Но вокруг меня люди всё понимали. Ещё одна реклама ИППИ. Хотите понимать, что говорит Бланк — приходите в институт.

Выхожу в коридор. Довольная Юля сообщает о том, что квартет подъезжает. Вспоминаю, что это такое слово, а не фамилия очередного лектора и мне становится полегче.

Боже, свежие слойки — это просто чистый кайф.

***

Началась Добрушинская сессия. Сеня Шлосман рассказывал о Роланде Львовиче как об учёном, а Никита Введенская — как о человеке. Не стану пересказывать истории об этом замечательном учёном, ученике и учителе. Посмотрите и послушайте сами. (Скоро запись сессии будет выложена на YouTube)

***

День подходит к концу. За окном вечереет. По почти пустым аудиториям, проходам и лестницам Иннополиса разносится звук настраиваемой скрипки, редких шагов и печатающегося в кофейне чека. Зажглась вечерняя подсветка. Лифты медленно поднимаются и опускаются. Одинокий уборщик заканчивает свою работу. По аудиториям за компьютерами сидят студенты и молодые казанские учёные. В свежем воздухе (вентиляция заработала значительно лучше) пахнет чем-то волшебным. На постерах, уголки которых кое-где оторвались, виднеются сердечки. Мама, я попал в немного странный и очень современный Хогвартс.

Иду к месту концерта. Зелёные ступеньки, на которых все расселись, при небольшом усилии воображения сойдут за амфитеатр.

Импровизированный зал полон. Девушки пришли в платьях. Молодые люди надели костюмы (да, рубашка и свитер здесь вполне себе считается костюмом). Аудитория в предвкушении. Но даже эта атмосфера не останавливает участников конференции от обсуждения научных концепций и трендов.

Но вот смычки взмывают в воздух. Раздаются первые звуки. Пассакалия Генделя в исполнении струнного квартета Казанской консерватории заполняет учебный корпус Иннополиса. Концерт начался.

Из зала доносятся детские восклики. За прозрачными стенами продолжают свою работу, печатая на клавиатуре будто бы в такт музыке. На фоне продолжают подниматься и опускаться лифты. Школьники, оставшиеся после экскурсии, с любопытством выглядывают из-за колонн. Квартет выглядит в этих декорациях слегка непривычно. Но это не мешает мне чувствовать себя в главном зале школы чародейства и волшебства. Время остановилось. Наука на мгновение стала далёкой и забытой. Торжество, искусство, музыка. Вот только Гельфанд сидит и клацает мышкой — видимо, срочный отчёт.

Концерт окончен. Зал разрывается аплодисментами. Все встали. Музыкантов просят на бис. Последний такт. Аплодисменты. Всё. Школа-конференция ИТиС-2018 подошла к концу. Дальше — только банкет, очередное фото, тёплые речи, объятья и автобус в 9:30.

Нет, это не всё. Ещё ведь закрытие. Конференцию ведь надо закрыть. А то нельзя открыть следующую. Как китайский гранд.

***

Пришло время подводить итоги. Это была сорок вторая конференция. Я на ИТиСе всего лишь в третий раз. Но даже трёх раз достаточно, чтобы понять, что это за место.

Это действительно школа. Настоящая большая школа. С учениками и учителями. С разногласиями, мелкими ссорами, но почти без хулиганов. Это место, где собираются безумно талантливые, умные и красивые душой люди. Это история про уважение, сотрудничество и настоящую любовь. К науке, к новым знаниям, к путешествиям, к детям и пожилым, к искусству, к жизни и, конечно же, друг к другу. Это небольшая секта, где среди свёрточных сетей, квантовой томографии, эволюционной геномики и отличительных обязательных бейджиков затесались настоящая дружба, искренность и забота. Это большая семья, которая, так случилось, связана одним общим делом, одним любимым институтом и одной общей идеей — узнать что-то новое и сделать мир лучше, а жизнь интереснее.

Спасибо тебе, дорогой дневник. Меня зовут Итис и мне 42. Моё имя дословно переводится как «Я провёл отличную неделю». И это точно.

P.S. Фраза, подслушанная у писсуаров: «Но Гендель зашёл замечательно».